Share Next Entry
Экскурс в историю развития газгольдеров постоянного давления
piter_gazifikin
Одним из обобщенных в научно технической литературе газгольдеров был газгольдер Нерета в 1775 г.. По условиям работы он относился к группе сухих газгольдеров непостоянного объема и постоянного давления, которое создавалось специальной пружиной. В 1781 г. французский химик Лавуазье изобрел первый в мире мокрый газгольдер емкостью около 100 л, предназначенный для хранения газа в лаборатории. С начала этот газгольдер имел прямоугольную форму, но затем через несколько лет, примерно в 1789 г. Лавуазье изменил его, придав газгольдеру строго цилиндрическую форму. Первый мокрый газгольдер для промышленных предприятий был построен английским химиком Мордохом в 1816 г. в городе Брайтоне. Он имел прямоугольные формы. Для уравновешивания элементов газгольдера были применены железные цепи с противовесами. В 1820 г. С. Клегг сконструировал первый мокрый газгольдер для промышленности, имевший цилиндрическую форму. В 19 веке возникла и начала развиваться светильно-газовая промышленность. Для нужд дорожного освещения строились светильно-газовые заводы и мокрые газгольдеры стали неотъемлемой их частью. Таким образом газовое освещение улиц появилось впервые в Лондоне в 1813 г. В 1835 г. уже зажглись газовые фонари на улицах Петербурга, в 1864 г. — в Вильно, в 1865 г. — в Москве и в 1871 г. — в Харькове. Далее мокрые газгольдеры стали применяться не только в светильно-газовой, но и в химической промышленности, с учетом того, что емкость мокрых газгольдеров стала увеличиваться. И уже в 1888 г. в Лондоне был построен газгольдер емкостью 230 000 м, а в 1898 г.— емкостью 345 000 м. А самый вместительный мокрый газгольдер емкостью 424 800 м был построен в Америке. В России максимальная емкость мокрого газгольдера была равна 100000 м (Днепропетровск). Этот газгольдер проектировался институтом Гипроспецпромстрой, построен — в 1933 г. В начале 1870 года английскими механиками Гэддом с Мейзоном была предложена конструкция «геликоидального» винтового мокрого газгольдера. Сперва винтовые газгольдеры строились исключительно в Англии, затем они нашли применение и в Европе, и сейчас строятся во всем мире. Самая максимальная емкость действующего винтового мокрого газгольдера равна 225000 м. Сейчас за рубежом развивается строительство винтовых мокрых газгольдеров с с некоторой заменой стальных конструкций резервуара предварительно напряженным бетоном. Изобретенный в Германии около 1903 г. сухой поршневой газгольдер впервые был построен в 1915 г. и имел емкость 1 700 м. Изначально сухие газгольдеры возводились немецкой фирмой МАН, а уже потом появилась успешно конкурирующая с ней также немецкая фирма «Клённе», которая проектировала сухие поршневые газгольдеры более лучшего типа. Сразу после первой мировой войны сухие газгольдеры поршневого типа получили большое распространение, потому, что на первый взгляд казалось, что сухие газгольдеры обладают некоторыми преимуществами перед мокрыми. Считалось, что сухие газгольдеры большой емкости наиболее экономичны по затратам металла, и около г. Обергаузен (Германия) был построен сухой газгольдер емкостью 347 000 м, а в Чикаго (США) — емкостью 566 000 м. В США возводилась постройка сухого газгольдера емкостью 1 000000 м. В России сухие газгольдеры поршневого типа отечественной конструкции строились емкостью до 50000 м. Эти газгольдеры «имели более передовое конструктивное решение, лучшую систему уплотнения между корпусом и поршнем, чем газгольдеры немецких фирм. Множество резонансных аварий, дороговизна эксплуатации и выявившаяся небольшая надежность в эксплуатации остановили победный путь сухих газгольдеров поршневого типа. Но промышленность предъявляла спрос на сухие газгольдеры. Надо было найти и другие конструктивные решения сухих газгольдеров, должны были основываться на новых принципах. После второй мировой войны в разных странах стали появляться другие типы сухих газгольдеров. Новый сухой газгольдер имел подвижную шайбу и соединительную гибкую секцию. Самое первое массовое строительство сухих газгольдеров нового типа, назвали по имени изобретателя газгольдера Уиджинса, производилось немецкими фирмами. Емкость газгольдеров этого типа, сделанных в Европе, не превышает 5 000 м. В СССР сухие газгольдеры с гибкой секцией строятся емкостью от 100 м до 10 000 м. В 1912 г. в Германии были выпущены принципиально новые газгольдеры постоянного (геометрического) объема и высокого (переменного) давления. Они представляли собой стальные емкости, в которые под высоким давлением нагнетался газ. Хотя геометрический объем газгольдера остается постоянным, объем хранимого газа мог многократно увеличиваться, причем фактический объем хранимого газа кратен давлению газа в атмосферах. Так, в неизменный по объему газгольдер емкостью 100 м при давлении газа в 10 атмосфер можно вместить 1000 м газа. Этот газгольдер имеет переменное давление газа; по мере добавления газа давление в газгольдере увеличивается до расчетного, а при выпуске газа давление падает. В годы первой мировой войны в г. Феникс (штат Аризона, США) был построен первый шаровой газгольдер емкостью 2850 м для хранения газа под давлением 3,5 атм. В последующие годы шаровые газгольдеры строились в различных странах на разнообразные величины давления газа. Стальной шаровой газгольдер самого большого объема в 87 000 м был построен для ядерного реактора в Шиноне (Франция) в 1963 г. и имеет диаметр 55 м. Этот газгольдер рассчитан на давление 17 атм. и эксплуатационную температуру 235°С. В СССР такие газгольдеры строятся емкостью от 300 до 2000 м и используются в основном для хранения сжиженных газов. Шаровые газгольдеры являются газгольдерами неизменяющегося геометрического объема и высокого (переменного) давления газа. Развитие большой химии в нашей стране предъявляет особые требования к конструкциям газгольдеров. В промышленности необходимы обезвоженные газы и газы очень высокой концентрации. Для их сохранности не подходят мокрые газгольдеры и сухие газгольдеры поршневого типа, так как хранимые газы могут увлажниться или загрязниться маслами и смазками, что недопустимо. Поэтому для хранения таких газов строятся сухие газгольдеры с гибкой секцией.

?

Log in